15.04.2019-ғы № 145 шығыс хаты |
Приложение 1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «___» ______2019 года № ___
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»
Астана
2019
CОДЕРЖАНИЕ
1 |
Преамбула…………………………………………………………… |
3 |
2 |
Нормативное правовое обеспечение................................................ |
4 |
3 |
Цель, задачи, объект и механизмы Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру».............................................................................................. |
5 |
4 |
Современное состояние воспитания детей и молодежи в Казахстане………………………………………………………….. |
6 |
5 |
Современные концепции воспитания.............................................. |
9 |
6 |
Цель, задачи и принципы воспитания………………..…………… |
11 |
7 |
Ключевые месседжи воспитания - качества, достойные XXI века: «Рухани жаңғыру»............................................................................. |
12 |
8 |
Методологические основы организации воспитательного процесса............................................................................................. |
14 |
9 |
Приоритетные направления обновления базового содержания воспитания…………………………………………………...………. |
16 |
10 |
Ожидаемые результаты Концептуальных основ воспитания в организациях образования в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру»………….…..……………………………………. |
26 |
11 |
Термины и определения…..…………………................................... |
27 |
- Преамбула
Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» (далее – Концептуальные основы воспитания) разработанны в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющий приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования.
Республика Казахстан идет по пути прогрессивного развития, где ведущую позицию занимает модернизация общественного сознания. Современным обществом востребованы новые социально-психологические эталоны поведения граждан Казахстана с сохранением и высокой значимостью национальной идентичности, культурного контекста, модели саморазвития, самовоспитания и успешной творческой личности на основе высочайшего профессионализма, компетентности и воспитанности, повышения роли семейного потенциала.
Контент Концептуальных основ воспитания учитывает шесть направлений модернизации общественного сознания: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания, определенных программной статьей Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Указанные направления в Концептуальных основах воспитания классифицированы и, соответственно, детерминируют приоритетные направления обновления базового содержания воспитания. Следовательно, смысл и назначение этих направлений состоит в модернизации всего многообразия педагогических систем и организаций педагогического процесса, всего современного воспитательного пространства, расширении круга нравственно-духовных и общекультурных ценностей, обеспечении целостного подхода школы, семьи, государства и общества к практике воспитания юных казахстанцев.
Концептуальные основы воспитания строятся на понимании и осознании того, что каждое направление воспитания охватывает основные направления программы «Рухани жаңғыру», современные концепции воспитания, мировые тенденции развития образования и воспитания (глобализацию, интернационализацию, интеграцию, компьютеризацию, цифровизацию, универсализацию и пр.), методологические основы и принципы воспитания.
Мировые факторы вызывают, в том числе, необходимость переориентации на мощный воспитательный культурообразующий потенциал национальных ценностей, усиления императивов духовно-нравственного наследия человечества.
Концептуальные основы воспитания фокусируются на актуализированном запросе государства по повышению ответственного и активного включения семьи и гражданского общества в совершенствование процесса всего многообразия систем образования, особенно, дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования, высокой продуктивности достижения воспитательных целей.
Концептуальные основы воспитания опираются на целевые установки, принципы и задачи поэтапного перехода школьного образования на его обновленное содержание, в основе которого лежит подготовка высоконравственного, образованного, конкурентоспособного человеческого капитала, ориентированного на новый технологический уклад экономики для успешной адаптации в современном мире Четвертой промышленной революции. Именно в данном аспекте актуализированы новые образовательные принципы технологии, методики воспитания, обеспечивающие повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, более качественной и эффективной интеграции обучения и воспитания, обучающего и воспитательного пространства. Воспитание органично должно сочетаться с предметно-продуктивной деятельностью по формированию учебных, образовательных и информационных деятельностных компетенций.
Концептуальные основы воспитания включают цели и задачи; подходы и принципы, на которых будет основана воспитательная работа; ключевые месседжи; критериальный аппарат для измерения уровня достижения поставленных воспитательных целей, методы мониторинга; комплексное ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты их реализации; термины и определения.
- Нормативное правовое обеспечение
Правовую базу Концептуальных основ воспитания составляют:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года);
- Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»;
- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;
- Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;
- статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (от 12 апреля 2017года);
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460;
- статья Главы государства «Семь граней Великой степи» (от 21 ноября 2018 года)
- Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 июня 2015 года № 348;
- Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577;
- Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986;
- Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года №191;
- Государственная Программа «Цифровой Казахстан», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827;
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».
- Цель, задачи, объект и механизмы
Концептуальных основ воспитания
Цель – воспитание детей и молодежи в организациях образования Республики Казахстан в рамках программы «Рухани жаңғыру».
Задачи:
1) актуализация социальной значимости обновления содержания воспитания детей, подростков в рамках основных направлений программы «Рухани жаңғыру»: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания;
2) определение целей, задач обновленного содержания воспитания в рамках основных индикаторов программы «Рухани жаңғыру» с учетом мировых тенденций развития обучения и воспитания (глобализации, интернационализации, интеграции, гуманизации, компьютеризации, цифровизации, SMART- и STEM-образования), новейших достижений педагогической науки в области воспитания, основных положений современных зарубежных и отечественных концепций воспитания, обновленного содержания среднего образования РК, методологических основ и принципов воспитания, с учетом прогрессивного опыта АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее- НИШ), «Назарбаев университет»;
3) обеспечение совместных действий, обучающихся и их семей, школы, государства, общественных организаций детского гражданского общества и личности обучающегося в целостном воспитательном процессе на основе современных приоритетных общечеловеческих, национальных и этнокультурных ценностей;
4) усиление в содержании воспитания детей и молодёжи системы интеграции с реалиями современности, а также деятельностного компонента, детскими и молодёжными социальными инициативами, обусловливающими реальный социально-значимый результат.
Объект: целостный педагогический процесс организаций образования всех уровней системы образования страны.
Основные механизмы реализации: Концептуальные основы воспитания являются основанием для организационно-управленческого, информационного обеспечения воспитательного процесса, социального партнёрства.
4. Современное состояние воспитания детей и молодежи
в Республике Казахстан
Характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования Казахстана является направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций, поведенческого опыта.
В настоящее время в Республике Казахстан действует Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года.
Большой вклад в обогащение процесса воспитания был сделан в ходе реализации программ «Мәдени мұра», «Халық тарих толқынында».
Сохранение и приумножение нравственно-духовных и культурных ценностей подрастающего поколения осуществляется через проекты: «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана», «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», «Переход государственного языка на латиницу». Проекты поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику, «100 новых учебников на казахском языке» мотивируют обучающихся на эффективное и качественное овладение государственным языком.
Национальная модель воспитания учитывает контекст четвертой промышленной революции, гарантом которой является человеческий капитал - ресурс международной конкурентоспособности. В этих условиях особую значимость приобретает проблема качества воспитания в целостном педагогическом процессе.
В современных моделях воспитательных систем общеобразовательных организаций нашла отражение трансляция опыта «НИШ» по созданию позитивной социально-педагогической среды через интеграцию воспитания и обучения, академических предметов и дополнительного образования, организацию исследовательских краеведческих экспедиций по различным регионам Казахстана, ресурсную поддержку социальных, интеллектуальных инициатив и практик учителем в сотрудничестве с родителями, вовлечение школьников в самоуправление через всевозможные разновозрастные сообщества. При этом активно используется инновационный каскадный метод повышения профессионального мастерства и педагогических компетенций педагогов, задействованных, в том числе, в воспитательно-образовательном процессе.
В воспитательный процесс современной школы активно внедряются инновационные модели поисково-краеведческого компонента, формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, детских социально значимых инициатив, осуществляется поиск современных методов консолидации усилий школы, родительской общественности, социальных партнеров, особенно всевозможных детских сообществ, общественных неформальных объединений в контексте задач программы «Рухани жаңғыру».
Осуществляется активная работа по внедрению сетевых технологий в учебно-воспитательный процесс.
В Республике Казахстан проводится большая работа по патриотическому воспитанию, формированию активной гражданской позиции через вовлечение детей и подростков в реализацию программ Республиканского общественного объединения «Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан», созданной по личной инициативе Главы государства в 2011 году.
Социальный заказ государства на формирование творческой личности с активной жизненной и ответственной гражданской позицией, уважением к истории, культуре, обычаям и традициям своей большой и малой родины, ответственной за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Обеспечение масштабных преобразований в целостной системе воспитания осуществляется всем педагогическим штатом: администрацией организации образования, каждым педагогом, классными руководителями, вожатыми, социальными педагогами, педагогами-психологами, кураторами, педагогами дополнительного образования, координаторами и лидерами детских общественных объединений, методистами.
На сегодняшний день в Казахстане ведется значительная работа по совершенствованию системы воспитания детей и молодежи, воспитание определено как приоритетное направление.
Вместе с тем, требует решения ряд актуальных проблем:
- необходимо, в рамках дальнейшего развития человеческого капитала, будущего Казахстана – детей и молодежи, приведение воспитательного компонента образования в соответствие с шестью направлениями модернизации общественного сознания, определенными программной статьей Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»;
1) важно реализовать в воспитательном процессе всех уровней образования «семь граней Великой степи», обозначенные в статье Главы государства «Семь граней Великой степи»;
2) с учетом трансляции опыта НИШ требуется расширение представлений о модели деятельности штата педагогов, осуществляющих воспитательную работу, в вопросе трансляции опыта и обновления модели управленческой деятельности для повышения уровня управленческого менеджмента;
3) практикой востребованы механизмы совместной работы и взаимодействия детских общественных организаций, школьного ученического самоуправления и волонтерского движения, школы и родительской общественности;
5) сверхактуальными остаются вопросы, связанные с важностью совершенствования воспитательной работы по формированию здорового образа жизни учащихся: наблюдается системное снижение здоровья учащихся во всех ее аспектах (нравственном, физическом, психическом, социальном): рост преступности среди несовершеннолетних; злоупотребление алкоголем, табакокурением, наркотиками; учащение случаев суицида; раннее вступление в половые отношения; нарастание религиозных воззрений самого различного толка и пр.
Снижение здоровья учащихся (80-85%) в обозначенных аспектах свидетельствует об имеющемся кризисе в системе воспитания учащейся молодежи Казахстана, которое не может не отразиться в ближайшем будущем на здоровье нации; ее интеллектуальном потенциале, конкурентоспособности, национальной безопасности страны в целом.
Основными причинами снижения здоровья учащихся являются большая учебная и информационная нагрузка учащихся, психологическое давление учителя на учащихся, не владение учителями здоровьесберегающими технологиями, низкий уровень психолого-педагогической подготовки учителей в целом.
Нужна новая практика воспитания, преодолевающая недостатки, которые долгие годы закреплялись в школе.
Перед системой образования должны быть поставлены новые задачи: осуществлять целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности в контексте основных направлений модернизации общественного сознания программы «Рухани жаңғыру».
В мировом образовательном пространстве, поворот к личности ребенка – основное направление обновления содержания воспитания. Оно предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
Сегодня должно стать аксиомой - путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, путь к Обществу Всеобщего Труда, путь к совершенно иному качеству жизни возможен только через духовно-нравственное возрождение нации, модернизацию общественного сознания современной молодежи, гуманизацию учебно-воспитательного процесса организаций образования.
- Современные концепции воспитания
Существуют следующие зарубежные и отечественные концепции воспитания, которые должны стать практическим руководством в реализации Концептуальных основ воспитания.
Гуманистическая система воспитания. Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Концепция системного построения процесса воспитания. Основная идея концепции: выявление и совершенствование всех сущностных сил человека (личность есть творец самого себя, своих обстоятельств). Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Общество, Труд, Знания, Культура. Отечество, Земля, Мир), которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Концепция системно-ролевой теории формирования личности ребенка. Основная идея концепции: формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Социальные ценности - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности в определенной социальной роли и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса.
Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка. Основная идея концепции: воспитание есть педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Концепция формирование образа жизни, достойной Человека. «Образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте. Основные позиции концепции: воспитание есть целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, направленное на развитие у него способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную человека.
Концепция воспитания ребенка как человека культуры. Основная идея концепции: воспитание культурно-воспитательного идеала. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ представляется как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты.
Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития Ведущая идея: школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию, крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Таким процессом должна стать педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой понимается превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Концепция самовоспитания школьников. Основная идея концепции: главную роль в становлении личности человека, играют процессы саморазвития. Основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Концепция воспитания на основе потребностей человека. Основной акцент концепции: опора на внутренние механизмы самоизменения человека.
Воспитание есть деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении.
Концепция развития национального самосознания учащейся молодежи. Основной акцент концепции: развитие национального самосознания учащейся молодежи Казахстана, как многонационального государства, должно осуществляться в этнической (этническое, этнокультурное воспитание), гражданской (поликультурное, гражданское воспитание) и общенациональной идентификации (интеллектуальное воспитание), ориентирующей на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации.
- Цель, задачи и принципы воспитания
Концептуальные основы воспитания, являясь ориентиром в определении целей и задач воспитания детей и молодежи Республики Казахстан, рассматривают цели и задачи, поставленные сегодня перед всей системой образования в Законе Республики Казахстан «Об образовании», что является необходимым условием для сохранения преемственности воспитания учащейся молодежи на всех уровнях образования.
Основным условием обновления целей, задач (содержания) воспитания является учет стратегических индикаторов модернизации общественного сознания, обозначенных в Программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие, открытость сознания, как качеств достойных человека XXI века.
Цель воспитания: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, конкурентоспособность, прагматизм, национальную идентичность, культ знания, эволюционность и открытось сознания, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, строить свою жизнь достойную человека XXI века.
Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
Задачи воспитания:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, критического мышления и функциональной грамотности (компьютерной, цифровой, математической, естественно-научной, грамотности чтения), способности самостоятельно решать проблемы;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) формирование потребности участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других этносов и этнических групп Казахстана; овладение государственным, русским, иностранным языками;
7) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
8) развитие экономического мышления личности и осознанного отношения к профессиональному становлению и самореализации; активной гражданской позиции в сохранении природы; экологической грамотности и культуры;
9) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
10) повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
11) повышение уровня информационной безопасности детей.
Принципы воспитания: В ходе решения задач воспитания целесообразно использование следующих принципов: принцип природосообразности, принцип гуманизации, принцип непрерывности, принцип культуросообразности, принцип этничности, принцип воспитания в деятельности и через деятельность, принцип субъектности, принцип персонализации педагогического взаимодействия, принцип полисубъектности, принцип диалогичности, принцип активности, принцип уважения личности в сочетании с высокой требовательностью, принцип обеспечения успеха в деятельности, принцип опоры на положительное, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип единства воспитательных воздействий, принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой, принцип эстетизации детской жизни, принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, принцип общечеловеческих ценностей утверждающий, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.
- Ключевые месседжи воспитания - качества, достойные XXI века: «Рухани жаңғыру»
Казахстанский патриотизм. Формирование данного качества должно ассоциироваться у учащихся со способностью любить родину, гордиться ее успехами и достижениями, великими именами выдающихся исторических деятелей, быть преданным своему аулу, городу, краю, его культуре, обычаям, традициям, уважать историю страны, трудиться для ее процветания и благополучия, выполнять конституционные обязанности, быть социально ответственным членом общества.
Конкурентоспособность. Это качество у учащихся должно проявляться в осознании того, что в современных условиях востребованной является интеллектуально развитая, конкурентоспособная, креативная и здоровая личность с высоким уровнем национального самосознания и критического мышления, с ярко выраженной потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии, самоутверждении, самореализации своих сущностных сил, владеющая тремя и более языками, обладающая лидерскими качествами, коммуникабельная, способная работать в команде, готовая к перманентному овладению новыми знаниями, критическому их осмыслению, умелому применению в нестандартных ситуациях (функциональная грамотность) для разрешения возникающих проблем, обладающая компьютерной и цифровой грамотностью.
Прагматизм. Воспитание прагматизма как качества личности должно ассоциироваться у учащихся с готовностью, способностью и умением: жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни; управлять своей жизнью насколько это возможно; выстраивать свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов; планировать свое время; получать результаты в ходе практической деятельности (цель должна иметь намеченный конкретный, устойчивый результат).
Национальная идентичность. Становление национальной идентичности связано с готовностью учащихся к активному изучению истории, обычаев и традиций казахского народа, казахского языка как государственного, как культурного кода нации («Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация»), как базового элемента национального самосознания, как стержня духовного единения и преемственности всего единого народа Казахстана, всех поколений казахстанцев («Казахстан – наш общий дом»); способностью и готовностью всех казахстанцев уважительно относиться к языку, истории, традициям, обычаям, национальной культуре всех народов и народностей, находящихся в совместном проживании на основе толерантности и гуманизма; способностью и готовностью к межэтническому, межконфессиональному и межкультурному диалогу, с целью поиска различных культурных смыслов; способностью и потребностью следовать основополагающим общечеловеческим ценностям (жизнь, свобода, мир, совесть, вера, любовь, счастье, здоровье), способствующим сохранению мира, покоя и ненасилия на казахстанской земле.
Культ знаний. Развитие данной потребности у учащихся должно ассоциироваться со способностью и готовностью к духовному самосовершенствованию (приоритет образования, культуры познания), в основе которого лежит глубокое осознание, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия.
Эволюционность и открытость сознания. Развитие данных качеств у учащихся должно ассоциироваться готовностью к переменам, которые несет новый технологический уклад; идти в ногу с прогрессом, улавливать его основные направления, всемерно их поддерживать; воспринимая лучшие достижения перенимать передовой опыт других государств; вести диалог с другими, учиться у других; расширять «поле» своего «жизненного мира» и формы приложения своих творческих сил.
Здоровый образ жизни – для каждого казахстанца здоровье - высшая ценность. Он обязательно взаимосвязан с занятиями спортом, здоровым питанием, ассоциируется с отказом от вредных для здоровья привычек, культивированием положительных эмоций, позитивного отношения к миру, увеличением двигательной деятельности.
Формирование именно этих свойств и качеств, как качеств, достойных человека XXI века не только определяет сущность обновленного содержания воспитания в организациях образования Республики Казахстан, к которым следует отнести: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, интеллектуальное (умственное), физическое, правовое, поликультурное и национальное воспитание; но и будет способствовать реализации приоритетных направлений, отмеченных главой государства Н.А. Назарбаевым в «Стратегии Казахстан - 2050», которые должны быть взяты на вооружение при построении Сильного и Мощного Государства КАЗАХСТАН: 1) Воспитание нового казахстанского патриотизма. Новый казахстанский патриотизм – это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий; 2) Равенство прав граждан всех этносов. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой; 3) Развитие казахского языка и триединство языков. Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Казахский язык – это наш духовный стержень, и его необходимо активно развивать, используя во всех сферах; 4) Возрождение культуры, традиции и самобытности. Традиции и культура – это генетический код нации; 5) Поднятие роли национальной интеллигенции (учителя – это авангард национальной интеллигенции). Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства; 6) Укрепление светского характера государства – это важное условие успешного развития Казахстана.